1

Тема: ш. 121 д. Ложная теория творящей природы

Какие же здесь творения являются творцами, а какие не являются ими, о чём говорится в утверждении: «Пракрити является деятелем — творцом, и некоторые из творений — викрита тоже являются деятелями — творцами»? Нужно немного сказать об этом, чтобы объяснить особенности. Итак, раджас, тамас и саттва — три качества (гуны). При этом раджас обладает подвижной и проникающей сущностью. Тамас обладает тяжёлой и покрывающей сущностью. Саттва обладает лёгкой и совершенно ясной сущностью. Именно их аналогами являются блаженство, страдание, невежество. Ситуация их равновесия — основная, поскольку в ней качества являются главными и совершенно успокоенными. Ситуация их неизменности, несотворяемости — пракрити.
Из пракрити — «великий». «Великий» — синоним разума. Из «великого» — гордость. Она бывает трёх видов: викритная, саттвическая и тамасическая. Из викритной гордости — пять тех: цветоформа, звук, запах, вкус и осязаемое. Из них — махабхути, называющиеся землей, водой, огнём, воздухом и пространством. Из саттвической гордости — пять индрий — органов действий: орган речи, руки, ноги, анальное отверстие и половые органы; и пять индрий ума — органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожа; и тот ум, обладающий сущностью обоих, — всего одиннадцать. Тамасическая гордость вызывает функционирование двух других видов гордости. При этом великий, гордость и пять тех являются созидающим и созидаемым, а десять индрий, ум и махабхути — только созидаемым. Пракрити является только несозидаемым.
Такова система санкхъи. Так последователи санкхъи принимают Я. Соответственно, системы тиртиков будут отличаться «в отношении некоторых его особенностей».

Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат