1

Тема: Как медитировать

В контексте буддизма медитация это свыкание ума с позитивным образом мышления. Это не очень сложно. Встаём утром на полчаса пораньше. Одеваемся и ложимся поудобнее, укутавшись в тёплый плед. Берём Бодхичарьяаватару (Шантидэвы) или другую сутру. Есть специально составленные для медитации конспекты, оформленные в стихотворной форме, называемые садханами. Саму садхану и комментарий на неё вам должен дать ваш духовный наставник (санскр. гуру). Но это совершенно не обязательно. Очень многие признанные мастера медировали на общедоступные сутры (коренные тексты слова Будды), многие из которых превосходят большинство специальных садхан! Я тоже стараюсь каждый день медитировать, в основном, на Ламрим ченмо (Цонкапы), иногда на Бодхичарьяаватару или Письмо к другу (Нагарджуны). Мой учитель Геше Тинлей тоже говорит, что часто медитирует на Ламрим Ченмо и Песни Миларепы.

Итак, открываем Бодхичарьяаватару на том месте, где описываются установки которые мы хотим в себе развить. И начинаем очень медленно читать (в уме или шёпотом) подолгу вдумываясь в каждое слово. Когда у нас начнут появляться свои соображения, может быть сомнения, по этой теме, мы ненадолго прерываем чтение и погружаемся в размышления. Чтобы мысли появились надо читать открыв своё сердце навстречу этому учению. Оно должно трогать сердце, доставать до него. Это не должно быть сухое интеллектуальное повторение слов. Некоторые буддийские учителя плачут, когда читают подобные тексты!

Такая склонность к размышленям на медитируемую тему будет появляться лишь через некоторое время. Может минут через 10-20. Но не надо себя насиловать, усилием воли принуждая думать на эту тему. Это должно произойти само. Важно чтобы медитация проходила в расслабленном состоянии и доставляла удовольствие. Если у некоторых склонность к размышлениям вовсе не возниктет – ничего страшного, отложите до следущего раза. И вот что здесь главное – мы не должны в этот момент думать о посторонних вещах, например о задачах на работе. Это достигается непрерывным созерцанием темы, мы не должны позволять уму самому бегать где ему захочется. Внимание должно быть непрерывным, но без напряжения! А этого можно добиться только с годами тренировки.

Когда собственные размышления начнут иссякать мы опять возвращаемся к чтению, повторяя наиболее трогающие нас фразы по много раз. У меня иногда уходит до 1 часа на такое чтение всего нескольких строк. Со временем побуждения к размышлению начнут появляться всё чаще. И наконец, нам вообще не понадобится читать, и мы погрузимся в непрерывное размышление. Если заметим, что наши концепции стали угасать, опять можно прочитать пару фраз из коренного текста или садханы, обычно этого достаточно чтобы анализ вспыхнул с новой силой.

Это похоже на разжигание костра. Если дрова сырые, приходится их очень много раз поджигать. Если ум чёрствый к добродетелям, придётся много раз перечитывать. Потом наконец появляется маленький огонёк, который, правда, через некоторое время гаснет. Так же и с размышлениями о добродетелях – сначала появляются ненадолго, и ум возвращается в обыденное чёрствое состояние. Но надо поджигать снова и снова, и рано или поздно огонёк сможет сам гореть. Размышления о добродетелях, которые мы хотим взрастить, начнут течь сами собой. Но надо не забывать подбрасывать и ворошить дровишки, иначе огонёк потухнет. Периодически перечитывая наставления. Вскоре костёр разгорится так сильно, что больше не будет необходимости помогать ему, на некоторое время. Это и есть погружение в непрерывное размышление. Теперь книгу можно отложить.

Спустя 5-10 минут непрерывного размышления оно начнёт не угасать, а иссякать. Внуренний диалог подойдёт к концу, в следствии того, что появится сильная убеждённость в тех положениях, на которые мы медитируем. И обдумывать станет нечего. Тогда мы просто остаёмся однонаправленно пребывать на этом возникшем чувстве так долго, как сможем. Это означает, что наш костёр прогорел и стались пышущие жаром угли, на которых мы и будем готовить шашлык или картошку. Это и есть кульминация медитации! Всё, что мы делали до этого служило достижению такого состояния. Как костёр для шашлыков, который разжигают только для того чтобы он прогорел и остались жаркие угли, на которых и готовят шашлык. Именно в это время с нашим умом происходят изменения.

Так мы очень спокойно, однонаправленно и без усилий пребываем на породившемся добродетельном чувстве. Ни о чём вообще не думая, оставшись один на один с простой ясностью ума. На этом этапе мысли уже не наш друг, а наш враг. Главная наша цель стремиться как можно дольше остаться в состоянии немышления. Очень важно, не прогонять мысли силой, потому что это невозможно. А просто не следовать за ними, вместо этого, непрерывно созерцая умом породившееся чувство. Как только прервёмся хоть на секунду, ум сразу убежит к повседневным проблемам. На всю сессию медитации может уйти от 5 минут до 4 часов. Единственным критерием продолжительности занятий служит индивидуальная способность однонаправленно сосредотачиваться без усилий. Способность долго расслабленно концентрироваться приходит только через многие годы регулярных упражнений. Новички не могут нормально медитировать больше 5-15 минут. Но, и известный мастер Линг Ринпоче говорил, что пока садится в седло на коня успевает выполнить медитацию на весь Ламрим Ченмо! Поэтому короткая медитация абсолютно не значит, что слабая. Мы не должны стремиться долго медитировать. Надо стремиться развивать сильное, глубокое чувство, сосредоточение и изменять свой ум.

У многих людей не получается так медитировать и они просто читают сутру или садхану как молитву, наизусть или по бумажке. Отсюда в буддийских монастырях взялась традиция чтения выбранной сутры в отведённое время дня. Большинство европейских и американских последователей буддизма тоже делает так. Редко кому удаётся по-настоящему медитировать. Поэтому кто не может медитировать, просто отведите себе определённое время (10 минут) и каждый день читайте отрывки из Бодхичарьяаватары, какую-нибудь сутру или садхану, если есть. И страрайтесь понимать смысл их слов.

Эти советы я составил по мотивам наставлений, которые получил по непрерывной линии передачи «из уст в ухо» от своего драгоценного духовного наставника, будды в человеческом теле, Геше Джампа Тинлея в 2002-2005 годах. Оно не претендует на полноту освещения этого вопроса и является недостаточным для полноценного следования по пути к Просветлению. Для этого необходим живой духовный наставник (санкр. гуру, тиб. лама). Но для начала, чтобы обрести некоторый уровень добродетели, наличие учителя не является обязательным условием. Мы это вполне можем сделать самостоятельно при помощи такой медитации. Чего я вам и желаю.

Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат

2

Re: Как медитировать

Медитация - прошу, конечно, прощения, это не чтение ламрима, а прекращение умственной (различающей) деятельности ума. Подробнее:Школа дураков Рекомендации - по утру завернуться в теплый плед, улечься поудобнее и бубнит ламрим или мантры - это тоже из разряда фантастики. Никакого отношения к Тантраяне это не имеет. Вы слушайте больше геше Джампа Тинлея и еще не то услышите.
Как-то на собрании в центре Авалокитешвары этот уважаемый человек в течение полутора часов хаял русскую культуру, обычаи русских, наши привычки и способ мышления. Ностальгировал по своему нищенскому детству и традициям тибетцев. Не имею ничего против ностальгии, но поливать грязью целую нацию?? И при этом он не постеснялся положить в карман сто тысяч рублей и десять тысяч баксов, собранных этими самыми русскими, чтобы он, великий и прекрасный Джампа Тинлей, мог бы слетать к маме в Индию т отвезти ей несколько баулов подарков, все от тех же русских!
Оставим в стороне разговоры о случаях сексуального насилия того же "учителя" за недоказанностью, но пусть автор объяснит мне: как это человек, который учит остальных, как жить, не может справиться с собственными проблемами. В течение многих лет он мается язвой желудка (о том, кто и как зарабатывает такого рода болячку, можете также почитать на сайте Школы дураков). И один случай, произошедший когда делегация восхищенных бурятов пришла кормить его в гостиницу, восхитил меня своей нелепостью. Усевшись кушать в одиночку (гостям даже чая не предложил), чавкая и вытирая губы рукавом, он произнес классную фразу (сказал по-английски, поэтому привожу дословно): "А теперь я прочитаю вам лекцию о Дхарме СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО". То, что он говорил дальше было повторением высказыванием Далай-ламы на тему пустотности всего сущего. Т.е. ничего нового, впечатляющего. Поболтав минут десять, он полез искать нашу же российскую ношпу, поскольку желудок у него скрутило. И ни жрать (извините уж, но такой способ поглощения пищи иначе не назовешь), ни говорить. Вот у меня и возникает вопрос: бог уж с ней культурой поведения, но как же это эмиссар Далай-ламы не может вылечить собственную язву желудка (что умеет делать любой дурак) и не может обратиться за помощью к эмчи, чтобы те поставили его на ноги, а  он своим присутствием не подрывал веру в тибетскую медицину...

3

Re: Как медитировать

Замечу, на других буддийских форумах (напр. http://buddhist.ru) подобные посты обычно удаляются, но здесь свобода слова!
Я категорически с тобой, fool108, не согласен по всем положениям!

fool108 пишет:

Медитация - прошу, конечно, прощения, это не чтение ламрима, а прекращение умственной (различающей) деятельности ума.

Цитирую Ламрим Ченмо 1-я часть, Краткое изложение правил практики:
«§2 Упразднение ложных представлений об аналитическом созерцании
Те, кто не полагается на Слово Будды и первичные его комментарии – великие исходные тексты, являющие собой практическое наставление, говорят:
"Когда созерцаешь, осваивая Путь, не следует вновь и вновь анализировать объекты, а следует заниматься лишь закреплённым созерцанием...".
Это пустейшая болтовня тех, кто совершенно не понимает основ практики...
Итак, сначала выслушивая у других то, что следует практиковать, обретаем, благодаря им, ясное понимание. Затем с помощью изречений Великих и рассуждения сами обдумываем смысл, благодаря чему собственной силой обретаем ясное понимание. Теперь, обретя ясное понимание посредством слушания и размышления, чтобы избавиться от сомнений, многократно пытаемся свыкнуться с ним, что и называется "созерцанием".»

fool108, а позволь спросить на какие коренные тексты или логические рассуждения ты опираешься в своих утверждениях? Твоё представление о медитации похоже на представление некоторых недоразвитых практиков Дзогчена, не понимающих сути Дзогчена. Я раз 10 перечитывал Сокровищницу Дхармадхату, наиклассический Текст Дзогчена и очень почитаю Лонгченпу (горжусь что живу на планете по которой ходил такой великий йогин). Но все его наставления относятся только к завершающей стадии пути к Просветлению и неприменимы к начальной и средней. О чём он сам в автокомментарии к ней и пишет:
«...я начну с шести базисных колесниц: (4). Эти колесницы преподавались людям с различными интеллектуальными способностями в качестве прогрессивных методов или предваряющих причин для вступления на непревзойдённый путь.
... внешние «характерные колесницы» Шравак, Пратьекабудд и Бодхисаттв названы тремя меньшими уровнями, а Мантраяна – высшим путём...
Все эти пути так или иначе должны подводить к абсолютной колеснице ваджрной сути, потому что невозможно достичь просветления, не видя её врат. В то время как восемь стадий пути преподаются в помощь людям с посредственным интеллектом, Ати раскрывается лишь самым достойным

Т.е. практика бодхисаттв (Ламрим Ченмо) это предваряющие причины для вступления в Дзогчен. А для большинства практикующих он вообще недоступен, потому что практиковать его способны лишь самые достойные. Или ты себя именно к ним и относишь? lol

fool108, я не знаю с какой традицией ты себя соотносишь, но если Цонкапа и Лонгчен Рабджам для тебя не авторитеты, то кто авторитет?  lol По-моему они почитаются во всех традициях тибетского буддизма. Мне кажется ты просто очень поверхностно понимаешь предназначение непосредственной медитации на пустоту.

fool108 пишет:

Никакого отношения к Тантраяне это не имеет.

А я и не про тантраяну писал. Я же пишу: ...для начала, чтобы обрести некоторый уровень добродетели.

fool108 пишет:

не постеснялся положить в карман сто тысяч рублей и десять тысяч баксов, собранных этими самыми русскими, чтобы он, великий и прекрасный Джампа Тинлей

Даже если бы серийный маньяк-убийца, который насилует и ест младенцев, знал бы путь к Просветлению, я бы припал к его стопам и сказал: «Прошу Вас стать моим духовным наставником».

Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат

4

Re: Как медитировать

Стоит ли вобще доверять всем этим учителям?

Человек должен сам достичь всего.А слеая вера и вдалбливание себе в голову всех этих сутр и шлок и т.п. приводит к фанатизму. Люди любят зомбировать сами себя, "укутавшись тёплым пледом" и при этом прикрываятся высокими истинами

Никакого рая, никакого ада, только эти бесконечные миры, которые ты создаешь, пока думаешь, что так и надо...

5

Re: Как медитировать

Настольная книга буддиста Ламрим Ченмо (Лама Цонкапа, 14 век, изд-во Нартанг), часть 1-я, из раздела «Основа Пути – вверение себя Благому Другу» (Учителю):

«1. Характеристика подходящего Благого Друга
...в "Украшении сутр" говорится:
"Обопрись на такого Духовного Друга, кто себя обуздал, кто спокоен и тих, кто в достоинствах много тебя превосходит, образован, усерден, реальность постиг, – на того, кто владеет прекрасною речью, сердцем – любящий, силами – неутомим".
То есть ученик должен опереться на Благого Друга, обладающего десятью качествами...
...В "Вопросах Субаху" говорится:
  "Как колесница с колесом одним,
  хоть конь и есть, но ехать не способна,
  так и без Друга в практике нельзя
  достичь нам никаких реальных сиддхи
"...

3. Правильный способ вверения себя [Учителю]
...в "Виная-сутре" сказано: "Если скажет [делать] неправедное, откажись".
И в "Облаке драгоценностей" говорится: "В благом следуйте ему, а в неблагом перечьте".

4. Польза вверения
[Состоит в том, что мы] приближаемся к состоянию Будды; радуем Победителей; [никогда] не будем лишены Благих Друзей; не впадём в дурную участь; трудно нас одолеть плохой карме и клешам; не нарушаем правила практики Бодхисаттвы и помним о них, благодаря чему возрастает наше собрание достоинств, осуществляются все временные и высшие Цели. Служа [Учителям] и почитая [их], усваиваем благие установки и дела, благодаря чему осуществляем благо для себя и других и пополняем собрание [заслуг]...
Кроме того, благодаря почитанию Благого Друга, карма, [грозящая] дурной участью, испытывается в этой жизни лишь как малый вред для тела и ума или даже во сне и таким образом исчерпывается. И это превосходит такие корни добродетели, как подношение даров бесчисленным Буддам, и [несёт] прочую великую пользу...

5. Вред невверения
...Кроме того, у тех, кто презирает Учителей, не зарождаются достоинства, которые еще не зарождались, а зародившиеся приходят в упадок. Как сказано в "Самадхи для лицезрения нынешних Будд": "Если [ученик] помыслит о причинении Ему вреда, озлобится или рассердится на Него, то не сможет обрести достоинства.
Так же будет, если он не воспринимает Его как [Всемирного] Учителя...

...если вверяться, не зная правил, будет не польза, а вред...»

Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат

6

Re: Как медитировать

еретик молодец, но наверное где то вычитал:)
Медитация это просто сидение и ничего не делание. Не надо делать из этого чтото похожеее на концентрацию

7

Re: Как медитировать

Buddha пишет:

Медитация это просто сидение и ничего не делание

lol  lol  lol
В таком случае мой кот Тихон давно стал буддой, – он в основном этим и занимается. Ждём тебя с подношениями моему коту, как живому будде lol  lol .
Чем твоё "просто сидение и нечего не делание" отличается от простого безделья? Или от поведения неразумных животных? Зачем тогда читать буддийские Тексты? Для кого все эти Тексты писались? Чему 7 лет учат в буддийских университетах?
Больших ты добился успехов в этой практике? lol  lol  lol
И зачем по-твоему Будда Шакьямуни преподал 84000 Сутр?
Такими своими словами ты утверждаешь, что ты знаешь как медитировать лучше Будды? Самому не смешно?

Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат

8 (изменено: amarakaruna, 10.1.2009 0:45)

Re: Как медитировать

amarakaruna пишет:

В контексте буддизма медитация это свыкание ума с позитивным образом мышления.

Ничего подобного! Медитация есть отсутствие каких-либо мыслей, а только сконцентрированное СОЗЕРЦАНИЕ (пустоты, йидама, белого "А", ганжила и пр. как вкупе с рецитацией мантры, так и в молчании. Вообще Ваше описание медитации - это вообще не медитация, разве что в понимании католической медитации Святого Розария.

amarakaruna пишет:

общедоступные сутры (коренные тексты слова Будды), многие из которых превосходят большинство специальных садхан!

Как раз наоборот! Ни одна сутра, за исключением, пожалуй "Бхагавати Праджняпарамита Хридайя", не стОит и малой части самой простой тантрической садханы по эффективности.

amarakaruna пишет:

Цитирую Ламрим Ченмо I том,  Краткое изложение правил практики:

Это не общепризнанный авторитет в области наставлений по медитации, а всего лишь писание школы Гэлугпа, [удалено] на сутрах и дебатах по философии. Слово "медитация" не случайно звучит на санскрите как "дхьяна", т.е. "созерцание".

amarakaruna пишет:

Я стараюсь следовать Дхарме, а тибетская медицина мне и наверно большинству буддистов безразлична.

Мне она отнюдь не безразлична, как и ВСЕМ буддистам, с которыми я знаком.

amarakaruna пишет:

Настольная книга буддиста Ламрим Ченмо (Лама Цонкапа, 14 век, изд-во Нартанг),

Уточняйте, пожалуйста - буддиста школы Гэлугпа.

amarakaruna пишет:

Было бы гораздо более удивительно, если бы он сказал что-то новенькое. Будда преподал Учение в совершенном виде и никто за последующие 2,5 тыс. лет в него ничего не внёс.

Как это никто? Что за догматизм в устах буддиста? А как же тогда замечательное определение буддизма, данное ламой Анагарика Говиндой: "Буддизм - живой опыт"? А известно ли Вам, что и после ухода Будды Шакьямуни другие величайшие мастера, например, Второй Будда Гуру Падмасамбхава, творчески развивали Его учение применительно к новым временам и новым ученикам?

9

Re: Как медитировать

Pema Chudzin пишет:
amarakaruna пишет:

Было бы гораздо более удивительно, если бы он сказал что-то новенькое. Будда преподал Учение в совершенном виде и никто за последующие 2,5 тыс. лет в него ничего не внёс.

Как это никто? Что за догматизм в устах буддиста?

А правда, что за...? Разве всякое учение (не только буддизм) не претерпевает эволюционного развития во времени соответственно меняющимся условиям существования и меняющейся психологии слушателей?

OM BHUR BHUVAHa SVAHa
TAT SAVITUR VARENYAM
BHARGO DEVASYA DHIMAHI
DHIYO NAHa PRACHODAYAT

10

Re: Как медитировать

Pema Chudzin пишет:

Медитация есть отсутствие каких-либо мыслей, а только сконцентрированное СОЗЕРЦАНИЕ (пустоты, йидама, белого "А", ганжила и пр. как вкупе с рецитацией мантры, так и в молчании. Вообще Ваше описание медитации - это вообще не медитация, разве что в понимании католической медитации Святого Розария.

Cудя по тому, что Pema Chudzin не упомянул ни Прибежище, ни бодхичитту. То, что он описал, наверно это индуистская, даосистская или бонская медитация? Ведь буддийскую медитацию отличает предварительное обращение к Прибежищу Будды, Дхармы и Сангхи. А медитацию буддизма махаяны – ещё и порождение бодхичитты (устремлённости к Просветлению ради блага всех существ). Как сказал в VIII веке великий индийский махасиддха Шантидэва в «Бодхичарьяаватаре» (I, 9-10):

«Когда Бодхичитта пробуждается
В закованных и слабых существах, томящихся в темнице бытия,
"Сыновьями Сугат" провозглашают их,
Почестями окружают их боги и люди.

Она подобна чудодейственному элексиру алхимиков,
Ибо превращает наше нечистое тело
В бесценную жемчужину – Тело Победителя.
И поэтому крепко держитесь Бодхичитты.»

(Победитель, Сугата – Будда; сыновья Сугат – бодхисаттвы)

А зарождению бодхичитты препятствуют привязанность к сансарным благам и любовь к себе. Чтобы добраться до тонкой привязанности к сансаре (непониманию иллюзорности бытия), сначала надо уменьшить наиболее грубые омрачения (алчность, гнев, гордыню). А основой для них является привязанность к нынешней жизни. Поэтому буддийский махаянский Путь к Просветлению, Путь тантры, начинают с порождения осознавания непредсказуемости смерти, значимости нынешнего рождения (для следующей жизни) и принятия Прибежища, что устраняет привязанность к нынешней жизни. Потом устраняют привязанность к сансаре, размышляя об её ущербности. Потом порождают заботу о других больше, чем о себе, а на основе этого бодхичитту. Именно для их порождения и нужна, описанная мною здесь, аналитическая медитация на ламрим. Без бодхичитты «практика тантры» не будет практикой тантры wink .

Вообще, перед тем, как стать буддой, сначала становятся бодхисаттвой. А бодхисаттва отличается от остальных именно обладанием бодхичиттой. Значит, предварительно не зародив бодхичитту, вообще буддой стать невозможно, каким бы Путём ни шёл. Кроме того, имея бодхичитту можно и не вступать на Путь тантры. Например, я иду Путём сутры. Дольше, но надёжнее wink . Мало того, любое действие совершённое с мотивацией бодхичитты принесёт благой кармы в миллиарды раз больше, чем такое же без бодхичитты. Значит бодхичитта лучшее средство и для обретения временных сансарических благ. И ещё, в уме, в котором есть бодхичитта, все остальные добродетели порождаются сами собой. Вывод: бодхичитта – главное. То же самое говорил и Будда Шакъямуни, что упоминает Шантидэва (I, 7-8):

«Мудрейшие из мудрых, пребывающие в созерцании многие кальпы,
Узрели, что лишь Бодхичитта
Способна приумножить радость
И привести к освобождению несметное собрание существ.

О вы, желающие освободиться от многообразных страданий бытия,
Уничтожить всевозможные несчастья существ
И испытать мириады наслаждений,
Не отворачивайтесь от Бодхичитты.»

Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат

11

Re: Как медитировать

amarakaruna пишет:

Cудя по тому, что Pema Chudzin не упомянул ни Прибежище, ни бодхичитту. То, что он описал, наверно это индуистская, даосистская или бонская медитация?

Описанное - именно буддийская медитация. Прибежище и бодхичитта - не медитации, а предварительные молитвы.

amarakaruna пишет:

Вообще, перед тем, как стать буддой, сначала становятся бодхисаттвой.

Не обязательно.

amarakaruna пишет:

Например, я иду Путём сутры.

Это твой личный выбор. Отнюдь не означает, что самый правильный.

amarakaruna пишет:

Дольше, но надёжнее

Сомнительное утверждение. Путь Тантры и дзогчена намного быстрее и не менее надежны.

amarakaruna пишет:

что упоминает Шантидэва (I, 7-8):

Может, хватит цитировать философов-теоретиков? Намного вернее слова практиков.

OM BHUR BHUVAHa SVAHa
TAT SAVITUR VARENYAM
BHARGO DEVASYA DHIMAHI
DHIYO NAHa PRACHODAYAT

12

Re: Как медитировать

Thanatos пишет:

Прибежище и бодхичитта - не медитации

Шантидэва пишет, что медитация. А на какие доводы опирается твоё утверждение?

Thanatos пишет:

Путь Тантры и дзогчена намного быстрее и не менее надежны.

Три Основы Пути тантры: Отречение, бодхичитта и мудрость, познающая пустоту. Зарождаются именно благодаря практике сутры. Без этих Трёх Основ практика тантры будет пустым занятием, как приправа без пищи. Пища – Три Основы Пути, приправа – тантра.

Thanatos пишет:

хватит цитировать философов-теоретиков

Шантидэва не теоретик, а один из 84 самых великих тантрических йогинов на Земле (84 индийских махасиддхи). Читай http://ru.wikipedia.org/wiki/Шантидэва

Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат

13 (изменено: Thanatos, 30.1.2009 15:46)

Re: Как медитировать

amarakaruna пишет:

Три Основы Пути тантры: Отречение, бодхичитта и мудрость, познающая пустоту. Зарождаются именно благодаря практике сутры.

Перечисленное - это путь тхеравады и классической махаяны. Тантра - это применение искусных методов БЕЗ отречения от сансары и без долгого и нудного изучения сутрических писаний.

OM BHUR BHUVAHa SVAHa
TAT SAVITUR VARENYAM
BHARGO DEVASYA DHIMAHI
DHIYO NAHa PRACHODAYAT

14

Re: Как медитировать

Thanatos, доброта (ум, заботящийся о других) — главный показатель уровня духовного практика. Потому, что все благие качества ума — умиротворённость, щедрость, терпение, сорадование, скромность — порождение и продолжение ума, заботящегося о других. Тоже самое и вся благая карма. Откуда берётся благая карма? Из заботы о других! Значит каждое счастливое мгновение сегодня, это результат только заботы о других в прошлом. А откуда берутся все, мучающие ум, клеши — эгоизм, алчность, гнев, зависть, гордыня, — это порождение себялюбия (ума, заботящегося о себе). Откуда вся вредоносная карма? Только из-за ума, заботящегося о себе! Если в следующей жизни ты попадёшь в ад, то в этом будет виновато только твоё себялюбие.
Цель аналитических медитаций на Ламрим Ченмо поэтапно устранить себялюбие и породить ум, заботящийся о других.
Недаром Его Святейшество Далай Лама говорит: «Моя религия это доброта». В таком же духе высказывались и Будда Шакъямуни, и Асанга, и Шантидэва, и Чандракирти, и Цонкапа...

Thanatos пишет:

сконцентрированное СОЗЕРЦАНИЕ (пустоты, йидама, белого "А", ганжила и пр.

А какая польза от этой медитации?

Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат

15 (изменено: Thanatos, 3.2.2009 16:10)

Re: Как медитировать

amarakaruna пишет:

А какая польза от этой медитации?

Польза - очищение ума и познание истинной природы.
А в случае йидама - обретение сиддхи и божественного покровительства в той части, в которой данный йидам силён.

OM BHUR BHUVAHa SVAHa
TAT SAVITUR VARENYAM
BHARGO DEVASYA DHIMAHI
DHIYO NAHa PRACHODAYAT

16

Re: Как медитировать

Thanatos пишет:

Путь Тантры и дзогчена намного быстрее и не менее надежны.

Тантра только в теории более быстрый путь к Просветлению, а на практике часто Ламрим Ченмо быстрее.

Когда люди без серьёзной, многолетней подготовки на основе Ламрим Ченмо, сразу же приступают к практике тантры. Тантра попадает в «загрязнённый сосуд ума» и искажается; в Тибете в таких случаях говорят «лекарство, превращённое в яд». Она нисколько не устраняет омрачения потому, что неподготовленные люди не могут увидеть при помощи тантрических техник Пустоту за плотной завесой пороков и из-за недостатка благой кармы.

В тантрических писаниях много говорится о природе будды, заложенной в каждом живом существе. Но своими ничтожными умственными способностями эти люди не могут понять такой очевидной вещи, что причина и плод это не одно и то же. Как семечко яблока и яблоневое дерево, это вовсе не одно и то же. Но они, не видя этой разницы, говорят что природа будды это и есть будда; и на этом основании начинают мнить себя буддами и божествами!! Их эго раздувается до колосальных размеров! Они начинают с презрением относиться к окружающим людям, считая их ничтожествами по сравнению с собой. Поскольку все омрачения берут своё начало в эго, то их омрачения начинают разрастаться со страшной силой. Гнев, алчность и зависть у них гораздо больше, чем у людей, которые вообще не занимаются духовной практикой. Их амбиции простираются далеко за общепринятые рамки и другие люди по-неволе наступают на них, поэтому такие практики тантры постоянно устраивают ссоры. Из-за чего они становятся несчастны сами и делают несчастными других.

Кроме того, из-за недостатка опыта медитации, они сильно напрягаются когда медитируют. А это препятствует свободному движению праны по энергетическим каналам в теле. В результате в области верхних чакр образуется закупорка, где начинает скапливаться энергия. Это называется «болезнь ветра» (санскр. прана дословно означает ветер) и сопровождается параноидальной нелюдимостью, неконтролируемыми и произвольными вспышками ярости, невозможностью переносить громкие звуки, постоянным звоном в ушах, дикими головными болями, бессонницей и неспособностью здраво рассуждать (яркий пример, Thanatos wink ). Обратите внимание, а тибетцы медитируют в полусонном состоянии; они настолько расслаблены, что иногда засыпают wink .

Я не видел ещё ни одного человека, которому, после многих лет практики тантры, она принесла бы хоть какую-нибудь пользу (разве что кроме кармических отпечатков тантры). И все до одного, кто несколько лет практиковал Ламрим Ченмо, хоть немного усмирили свой ум, стали добрее и умиротворённее, а значит счастливее. Да и при встрече, практика ламрима можно легко отличить от практика тантры. Практик ламрима очень спокоен, добродушен, легко идёт на общение, любит покушать, улыбается, часто шутит и задорно смеётся. Практик же тантры (имеются ввиду российские любители тантры, а не йогины, живущие в хижинах на горе Дхарамсала) худой, очень замкнут, нелюдим, подавлен, крайне раздражителен, дёрганный, говорит невпопад и очень странные вещи, глаза выпучены и постоянно бегают.

Как сказал один из основателей тибетского буддизма Атиша Дипанкарашриджняна (982-1054 гг): «Для начинающего тантра Гухъясаманджи не глубокая практика. Для начинающего Прибежище глубокая практика.» (тантра Гухъясаманджи считается королём среди тантр). Очень верно!

Thanatos пишет:

Тантра - это применение искусных методов БЕЗ отречения от сансары и без долгого и нудного изучения сутрических писаний.

Если ты считаешь, что тантра проще, чем ламрим, значит ты вообще ничего не понял!!!

Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат

17 (изменено: Thanatos, 10.2.2009 20:53)

Re: Как медитировать

amarakaruna пишет:

Если ты считаешь, что тантра проще, чем ламрим

Я не сказал "проще", я сказал - быстрее и эффективнее! Не надо передергивать мои слова, добродушный последователь Ламрима.

amarakaruna пишет:

Это называется «болезнь ветра» (санскр. прана дословно означает ветер) и сопровождается параноидальной нелюдимостью, неконтролируемыми и произвольными вспышками ярости, невозможностью переносить громкие звуки, постоянным звоном в ушах, дикими головными болями, бессонницей и неспособностью здраво рассуждать (яркий пример, Thanatos  ).

Яркий пример безосновательных обвинений и прямых оскорблений! Ты что, меня видел, общался со мной лично в реале? Правда только в том, что да, я худощавый и стройный, и выгляжу намного моложе своих лет!

amarakaruna пишет:

тибетцы медитируют в полусонном состоянии

Ну да, особенно практики т.н. "crazy wisdom"!!

amarakaruna пишет:

Практик же тантры (имеются ввиду российские любители тантры, а не йогины, живущие в хижинах на горе Дхарамсала) худой, очень замкнут, нелюдим, подавлен, крайне раздражителен, дёрганный, говорит невпопад и очень странные вещи, глаза выпучены и постоянно бегают.

Не знаю, с какими там практиками тантры ты встречался, но вот ВСЕ мои знакомые - вполне здоровые, жизнелюбивые и жизнерадостные люди, любящие жизненные удовольствия, в том числе и вкусно покушать, а кое-кто и выпить вина или пива, обладающие на редкость тонким чувством юмора, о чем свидетельствует громкий здоровый смех, сопровождающий наши встречи как для проведения ритуалов, так и просто для общения.

amarakaruna пишет:

не могут понять такой очевидной вещи, что причина и плод это не одно и то же. Как семечко яблока и яблоневое дерево, это вовсе не одно и то же.

По форме не одно и то же, по сути - одно.

amarakaruna пишет:

(тантра Гухъясаманджи считается королём среди тантр).

Кем считается? У нас такой считается Килайя тантра, например.

OM BHUR BHUVAHa SVAHa
TAT SAVITUR VARENYAM
BHARGO DEVASYA DHIMAHI
DHIYO NAHa PRACHODAYAT

18

Re: Как медитировать

Thanatos пишет:

crazy wisdom

Это что ещё за термин такой, «безумная мудрость» lol ? Как мудрость может быть безумной?! Правда, были продвинутые йогины, которые дурачились, выставляя себя на посмешише окружающих, чтобы проверить до конца ли они устранили себялюбие. Но, когда им начинают подражать начинающие практики, это глупо.

В духовной области, как и в мирских делах, надо быть практичным. Надо делать то, что действительно достижимо, а не летать в облаках. Сегодня практик Ламрим Ченмо, на основе размышлений о пагубности себялюбия и преимуществах заботы о других, развивает желание обменять заботу о себе на заботу о других, а уже завтра он становится немного добрее. И всё, что он делает с добрым сердцем, сразу приносит ему благую карму, приводящую его в будущем к счастливой жизни. Зародившаяся доброта сразу снимает внутреннее напряжение и порождает все другие достоинства: разделение с другими радости их счастью, терпение, скромность и др. Таким образом практик ламрима каждый день, начиная с первого дня своей практики, неизменно стяжает своё счастье. Это на самом деле достижимая цель! А подражатель тантрическим йогинам может всю жизнь воображать, что он практикует Дзогчен или пялиться на свои каналы и чакры, и не достигнуть вообще ничего.

Таким образом, практик ламрима практикует, а подражатель тантры остаётся теоретиком и фантазёром. Это подобно тому, как американец в 12-летнем возрасте зарабатывает свой первый $1, в 14 лет у него уже есть $300, в 16 лет покупает свой первый подержанный автомобиль, а к 40 годам у него уже $1000000. А русский всю жизнь так и сидит под деревом и мечтает сразу о $1000000. Американцы практичны, а русские нет. Поэтому, не смотря на все свои природные и интеллектуальные богатства, русские нищие; а американцы богачи. То же самое и в духовной области. Практик Ламрим Ченмо, будучи приземлённым и ставя перед собой выполнимые цели, каждый день понемногу собирает духовное богатство. И к концу жизни у него уже накапливается огромное духовное состояние, которое обеспечивает ему перерождение в раю, где он становится буддой. Подражатель же тантры не хочет достигать малого, он хочет уже через год стать буддой lol . Всю жизнь так и летает в своих мечтах и, ничего не достигнув, идёт после смерти в низшие миры.

Ом Ваджрасаттва Самая Манупалая Ваджрасаттва Тенопа Тишта Дридхо Ме Бхава Сутокайо Ме Бхава Супокайо Ме Бхава Ануракто Ме Бхава Сарва Сиддхиме Праяца Сарва Карма Суца Ме Читтам Шриям Куру Хум Ха Ха Ха Ха Хо Бхагаван Сарва Татхагата Ваджра Ма Ме Мунца Ваджри Бхава Маха Самая Саттва Ах Хум Пхат

19 (изменено: Thanatos, 13.2.2009 22:23)

Re: Как медитировать

amarakaruna пишет:

Сегодня практик Ламрим Ченмо, на основе размышлений о пагубности себялюбия и преимуществах заботы о других, развивает желание обменять заботу о себе на заботу о других, а уже завтра он становится немного добрее. И всё, что он делает с добрым сердцем, сразу приносит ему благую карму, приводящую его в будущем к счастливой жизни. Зародившаяся доброта сразу снимает внутреннее напряжение и порождает все другие достоинства: разделение с другими радости их счастью, терпение, скромность и др.

Только какое это к ТЕБЕ-ТО отношение имеет? Судя по твоим постам в других разделах, ничего общего с описанными тобою качествами у тебя нет!

amarakaruna пишет:

А подражатель тантрическим йогинам может всю жизнь воображать, что он практикует Дзогчен или пялиться на свои каналы и чакры, и не достигнуть вообще ничего.

А не тебе об этом судить, гэлугпинский сутрочтец!

amarakaruna пишет:

практик ламрима практикует, а подражатель тантры остаётся теоретиком и фантазёром.

Всё с точностью до наоборот! Это вы всю жизнь только читаете и рассуждаете, а мы созерцаем, порождаем и завершаем, оздавая и растворяя великие божественные образы, получая от них благословения и сиддхи.

amarakaruna пишет:

Подражатель же тантры не хочет достигать малого, он хочет уже через год стать буддой

Не ври! У нас у всех разные цели в практике тантры!

amarakaruna пишет:

ничего не достигнув, идёт после смерти в низшие миры

Не дождешься!!!!

Добавлено спустя   2 минуты  21 секунду:

amarakaruna пишет:

Это что ещё за термин такой, «безумная мудрость»  ?

Смотри жизнеописания великих йогинов школы Ньингмапа! Это термин, принятый в нашей школе и вполне нам понятный, а вот ламримцам из Гэлугпа это просто непостижимо. В истории школы Ньингмапа множество "безумных йогинов", достигавших величайших ступеней реализации, и научивших этому своих последователей. Величайший тому пример - Тсасум Лингпа.

OM BHUR BHUVAHa SVAHa
TAT SAVITUR VARENYAM
BHARGO DEVASYA DHIMAHI
DHIYO NAHa PRACHODAYAT

20

Re: Как медитировать

Вот зачем ты ругаешься? Забанят и как тогда я к тебе приеду? Попозжей хоть адрес в личку скинь.

Лёма ушла  с сайта навсегда. Папка с личными сообщениями переполнена. Емейл читаю выборочно и не ежедневно.